Центр экологической политики и культуры - общероссийская общественная организация

Ярославский региональный центр

Ярославское отделение ЦЭПиК
150045, г. Ярославль, а/я 5
тел/факс - 8 (4852) 37-04-36
cvsoci@list.ru
 
13.07.2011
18.06.2011
26.05.2011
26.05.2011
26.05.2011
05.05.2011

«Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»

Шоль Галина Степановна, воспитатель

    МДОУ г. Мурманска детский сад присмотра и оздоровления № 57

   

dou57murman@mail.ru

 

участница III Всероссийского конкурса ну лучшую методическую разработку по экологической проблематике (конкурс 2010-2011 учебного года) (о конкурсе, итоги конкурса)

Дошкольное детство является начальным этапом формирования экологического мировоззрения личности человека. Экологические знания, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Экологическое образование является тем фокусом, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. Оно становится важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляется через все виды деятельности.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы используем метод проектных технологий, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

  

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны педагога) осваивают новые экологические понятия, термины, представления, овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.

Экологические знания и представления должны преподноситься ребенку постепенно, с учетом возраста, на основании его личного опыта, через активную созидательную деятельность. Поэтому мы осуществляли проектно-исследовательскую деятельность по принципу расширения представлений – от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

  

В средней группе работа проходила под общим названием «Мир вокруг нас».

  

Цель проектов: формирование простейших первичных обобщений.

  

Были разработаны и реализованы проекты: «Дары природы» (Что за овощ, что за фрукт?), «Почему зима белая» (Свойства снега), «Дикие и домашние животные» (Почему кролик серенький, а зайчик беленький?).

  

В старшей группе работа по экологическому воспитанию проходила под общим названием «Такая разная природа».

  

Цель проектов: расширение и углубление представлений о природных объектах. Были разработаны и реализованы проекты: «Пернатые друзья» (Холодно ли птицам зимой?), «Дикие животные» (Кто на голове лес носит?),  «Времена года» (Почему весна красна?).

  

В подготовительной группе работа проходила по общей теме «Климатические зоны».

  

Цель проектов: познакомить детей с климатическими зонами России; способствовать расширению представлений об особенностях каждой природной зоны, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ. Были разработаны и реализованы проекты: «Арктическая зона» (Почему белые медведи не живут в лесу?), «Что такое тундра?», «Лесная зона» (Кто в лесу главный?), «Что такое степь?»,  «Почему у «пустыни» такое название?».

  

Последовательность этапов исследования:

- актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

- обсуждение идей, предложений детей и взрослых по поводу возникших вопросов, проблем;

- опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

- предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями;

- презентация проекта.

  

Каждый проект начинался с тщательно подготовленной ситуации, которая стимулировала детей на возникновение проблемных вопросов:

- создание игровых (проблемных) ситуаций в период подготовки к проекту или в начале его, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой поисковую задачу;

- появление педагога в непривычном костюме, с загадочным предметом в руке или куклой сразу же заинтересовывало детей;

- стимулирование поисковой активности у детей (предлагались ситуации путешествия, превращения в кого-либо, во что-либо – дерево, облако, снежинку и др.).

  

Занятия строились с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Интересно проходили занятия, на которых показывали изготовленные детьми наглядные пособия, рисунки, фотографии. Показывая на занятии свои авторские работы, рассматривая редко встречающиеся малозаметные явления, запечатлённые на фотографиях (огромного размера тыква, следы на снегу, северное сияние и т.д.) дети воспринимают окружающее более эмоционально. Это позволяло выстроить занятие так, чтобы обыденный мир предстал перед детьми удивительным и необычным.

  

Используя приборы экологической лаборатории, возможности экологической тропы, средства экологического уголка, дети занимались исследованиями, экспериментированием в соответствии с возрастом и интересами.

Так, в средней группе при проведении исследования, мы формировали у детей начальные предпосылки исследовательской деятельности, стремились активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом). Проведенные исследования и эксперименты: «Почему зёрнышко сеют в землю»; «Сочные, сладкие, кислые плоды»; «Сколько косточек в дольке (апельсин, мандарин); «В каких плодах есть косточки?»; «Что такое снег»; «Как тает снег»; «Снег какой?»; «Лепим колобки»; «Следы на снегу».

В старшем дошкольном возрасте задачи исследовательской деятельности усложнялись: у детей формировалась потребность в интеллектуальной инициативе, развивались умения определять возможные методы и средства решения проблемы, прогнозировать результат и планировать свою деятельность. Были проведены следующие исследования: «Почему нахохлился воробей»; «Что любят птицы нашего участка»; «Где быстрее появятся всходы (на свету, в тени); «Какой вкус у ягод»; «Как летают семена, и кто им в этом помогает»; «Почему белый медведь не покрывается корочкой льда, после купания на морозе»; «Определение возможности проживания верблюда в пустыне»; «Свойства мёрзлой земли (вечная мерзлота)»; «Свойства песка», «Свойства воды», «Что такое облако», «Жидкий, твердый, газообразный», «Невидимка воздух – как его увидеть?».

  

Игровая деятельность является главной составляющей умственной активности детей. Подбирая дидактические игры экологического содержания, мы продумывали цель и дидактическую задачу, определяли место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировали саму игру и определяли степень участие в ней вех детей. Специфика дидактики предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. В средней группе знакомство с дикими и домашними животными происходило в таких дидактических играх, как «Кто в домике живёт?», «Кто как двигается», «Большие и маленькие». Дети старшего дошкольного возраста успешно справлялись со следующими играми: «Как звери готовятся к зиме», «Где я живу», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Арктику». Старшие дети разгадывали кроссворды, решали ребусы,  с удовольствием отвечали на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникали по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Такая деятельность способствовала развитию у наших детей воображения, творческих способностей, умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать.

  

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

  

На участке проложена малая экологическая тропа, экскурсии по которой позволяют познакомить детей с растительным миром ближайшего окружения, рассмотреть произрастающие в нашем регионе растения в естественных условиях. Некоторые растения экологической тропы были пересажены из леса и хорошо прижились на участке в специально отведенных для них местах, соответствующих условиям их произрастания: черника, калган, герань луговая. Другие растения изначально произрастали на участке и тоже были включены в экологическую тропу: иван-чай, манжетка, пушица.

   

В процессе экологических проектов дети принимали участие и в природоохранных акциях: «Посади дерево», «Покорми птиц зимой», «Очистим озеро от мусора», «Соберем пластиковые бутылки» и др.

 

Природа представляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной яркими впечатлениями. И эти впечатления от прогулок, непосредственных наблюдений жизни природы ребята отражали в творческих работах: рисунках, поделках из природного и бросового материала. Все работы мы помещали в Центр творчества, родители и дети любовались живописными произведениями. 

    

Большое значение мы придавали работе с родителями. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степень экологической грамотности родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью мы помещали информацию в уголки для родителей («Витамины», «Ядовитые растения леса», «Птичий календарь», «Как сохранить природу Севера» и другие), проводили консультации на темы «Зачем детям знания по экологии?», «Научите любить животных», «Лекарственные растения Севера» и так далее, проводили индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

  

Особо обращали внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводили выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Летом на Севере», «Любимое место отдыха», привлекали родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление  кормушек и т.д.).

    

Завершением проектов было проведение презентации в форме экологических праздников, развлечений: «Загадки зимнего леса» средняя группа, «Птички – синички» старшая группа, «В гости к белому медведю» подготовительная группа и др. На презентацию приглашались гости – родители, дети и сотрудники детского сада. Праздничное действие включало в себя драматизацию сказок; словесные, дидактические, подвижные игры; двигательную и речевую импровизацию, музыкальные и танцевальные композиции т.п. Праздник помогает поддержать у детей интерес к миру природы, способствует закреплению полученных знаний.

  

Таким образом, в течение трёх лет осуществлялась практическая работа по экологическому образованию с детьми средней, старшей и подготовительной групп средствами проектных технологий. В процессе реализации проектов дети учились выдвигать проблемные вопросы, проектировать свою деятельность по поиску ответов, пользоваться разнообразными средствами получения информации (книги, Интернет, опыты и эксперименты и др.), делать выводы и умозаключения, воплощать новые знания в художественно-продуктивной деятельности, представлять итоги проекта детям и сотрудникам учреждения, родителям. Такой подход, основанный на использовании метода проектов, способствовал высокому качеству усвоения программного материала по экологическому образованию детей дошкольного возраста.



Разработка сайта
IntraSoft, 2007

  Центр здоровья стреды     Центр экологической политики России