Центр экологической политики и культуры - общероссийская общественная организация

Ярославский региональный центр

Ярославское отделение ЦЭПиК
150045, г. Ярославль, а/я 5
тел/факс - 8 (4852) 37-04-36
cvsoci@list.ru
 
13.07.2011
18.06.2011
26.05.2011
26.05.2011
26.05.2011
05.05.2011

«Дистанционное обучение – веяние современной школы»

Мезина Ольга Михайловна, учитель химии, биологии, высшей квалификационной категории

МОУ «Ханымейская средняя общеобразовательная школа № 3»      

      

В наше скоротечное время стереотипы разрушаются очень быстро и то, что еще недавно казалось единственно верным и правильным, сейчас уже не вызывает столь однозначной оценки. Образовательный процесс относится к числу тех процессов, которые не могут существовать без системного применения новых схем, подходов, аспектов  в образовании. В настоящее время одним из важных аспектов образования в целом является дистанционное обучение – это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве. Дистанционное образование является прекрасной возможностью открыть для ребенка новые горизонты в познании окружающего мира, в развитии, воспитании и образовании личности, у которой сформируется стиль мышления молодого человека современного общества, дает возможность углубить и пополнить свои знания в различных областях наук, помогает им достигнуть уровня, достаточного для поступления в лучшие вузы страны.  Дистанционное обучение значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности, удаленных от крупных университетских, научных и педагогических центров.

Средняя образовательная школа с использованием дистанционного обучения становится прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования. Цели дистанционного обучения совмещаются с целями базового образования. Единство целей имеет под собою основания, так как знаниевый фундамент дистанционного и современного базового образования общий. А если учесть, что в дистанционном центре во главу угла ставится конструирование завершенных программных продуктов, то оказывается, что дистанционное образование по целям тесно соприкасается с базовым еще и по так называемому деятельностно-компетентностному подходу, где итоговый педагогический эффект образования оценивается не в количестве знаний, накопленных учеником, а в его умении внедрять полученные знания на практику.

Дистанционное образование школьников, что очень важно, помогает выбрать будущую профессию. Выбор профессионального пути во многом определяет судьбу человека. Удовлетворенность и неудовлетворенность жизнью отчасти связана с любимой и нелюбимой работой. Каждому человеку перед тем, как начать работать, необходимо сделать свой выбор. На пороге окончания школы выпускник определяет жизненные и профессиональные ориентиры, тем самым закладывает фундамент для дальнейшего своего развития. В современном мире выпускникам предлагается большой спектр различных профессий. Но как выбрать именно ту, которая потом будет «по душе»? Да и необходимость этого вызывает у большинства старшеклассников психологический страх. Как преодолеть его? Сегодня учащиеся имеют возможность разрешить эти проблемы с помощью элективных и  профильных курсов, УПК, а также одним из методов может выступать дистанционное образование.  Для старшеклассника важно попробовать себя в различных областях, чтобы понять склонность  к своей будущей профессии. И чем больше их он освоит и углубленнее в них вникнет, тем легче ему будет определиться в будущем, тем самым он преодолеет психологический страх и будет чувствовать себя уверенней.

 Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.), в котором говорится, что одним из направлений развития общего образования должно стать направление по поддержке талантливых детей, осуществляемое через расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров, а также через широкое распространение деятельности заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям.

В связи со всем выше сказанным, учащиеся нашей школы вот уже четвертый год дистанционно обучаются при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в Открытом лицее «Всероссийской заочной многопредметной школы» на отделениях филология, биология, химия, информатика и на малом механико-математическом факультете по математике.  Обучение проходит в заочной форме, по двум направлениям: по индивидуальным программам и в форме «Коллективный ученик» по специальности химия. Обучение проводится на платной основе. Стоимость обучения рассчитывается так, чтобы компенсировать недостаток бюджетного финансирования и покрыть расходы на издание и пересылку пособий и материалов, проверку работ, составление индивидуальных рекомендаций.

В апреле 2008 года наша школа получила информационный буклет Открытого Заочного лицея при Московском государственном университете. Это заставило нас проанализировать необходимость дистанционного обучения для наших детей и ознакомиться с сайтами заочных школ и лицеев у нас в стране. Мы остановили свой выбор на заочном лицее при МГУ. Педагоги ознакомили своих учеников и их родителей с возможностями и значением дистанционного обучения, создали условия для формирования у ребят положительной мотивации по углубленному изучению предметов в процессе собственного образования. Эта работа проводилась с учащимися с 6 по 11 класс, так как обучение на некоторых отделениях начинается уже с 6 класса. Заинтересовались 9 человек - учащиеся 8, 9, 10, 11 классов, некоторые из них выразили желание обучаться не на одном, а на двух и трех отделениях, это контингент детей, имеющих необходимые знания и навыки для усвоения более углубленного материала, дисциплинированные, обладающие требуемой степенью мотивации к обучению и высокой самоорганизованностью. Для сельской школы с небольшим количеством учащихся, нам удалось создать основательную группу ребят с высокой познавательной активностью. Если посмотреть в процентном соотношении, то получается: если у нас численность учащихся с 8 по 11 классы  47 человек, то обучаются в заочной школе МГУ 9 человек и это составляет 19%.  На мой взгляд, это является высоким показателем заинтересованности учащихся в приобретении глубоких и прочных знаний. Но это было бы не возможно без усилий прилагаемых педагогическим коллективом, без их инициативности, смелости и полной самоотдачи.

На первом этапе ребята выполнили вступительную работу по каждому выбранному предмету, предложенную преподавателями лицея, которая нужна была не для отбора, а для того, чтобы оценить уровень подготовки учеников и порекомендовать им определенную программу.

По химии нам удалось организовать группу учащихся и заключить договор с Заочным лицеем о проведении занятий по форме «Коллективный ученик». Эти занятия проводятся как факультативные, организуемые мною по программе и материалам Заочного лицея. Процесс обучения организован в диалоговом режиме. Существует программа обучения, которая  должна быть усвоена обучающимся. В соответствии с этой программой  дети выполняют предложенные  задания. Базой для работы становится тот материал, который прилагается к каждому конкретному заданию. Я получаю из ОЛ ВЗМШ учебные материалы и контрольные задания (раздел за разделом) в количестве соответствующем количеству учеников плюс один комплект учителю. Учащиеся дома изучают необходимый теоретический материал. В школе на занятиях мной создаются все условия для понимания и освоения каждого раздела каждым обучающимся, с учетом индивидуальных познавательных интересов, образовательных потребностей, личных устремлений, темпов усвоения информации, уровня успеваемости ученика, так как в состав группы входят учащиеся разных классов (9, 10, 11), но имеющих базовые знания по общей химии. После проведенных занятий, получив определенный багаж знаний, каждый самостоятельно выполняет тестовые и контрольную работы, в это время я выступаю в роли консультанта для ребят, если у них возникают спорные моменты или затруднения. Выполненные задания отправляются по почте на проверку и рецензирование дистанционному преподавателю в ОЛ ВЗМШ. Проверенные и рецензированные работы с оценками или баллами проходят к нам обратно. Мы внимательно изучаем полученные комментарии к выполненной работе. Они включают в себя рекомендации по доработке и исправлению отдельных моментов задания, наводящие вопросы или советы как избежать характерных ошибок в дальнейшем, на что нужно обратить особое внимание. В ходе обучения с учениками работают два учителя: дистанционный преподаватель и очный учитель-тьютор. Задача  дистанционного преподавателя состоит в организации и проверки степени и глубины освоения курса, он разрабатывает специальные упражнения и задания, продумывает способы мотивации и фиксации достижений, осуществляет обратную связь в процессе выполнения заданий, проводит консультации при необходимости для учителя - тьютора. Общение с ним осуществлялось через e-mail, в определенные дни и часы, и по почте.  Очный учитель выступает в роли консультанта и координатора, который берет на себя часть организации учебного процесса, выполняет предписания заочного преподавателя.

Занятия по индивидуальным программам проходят по такой же схеме, только образовательный процесс осуществляется вузом с каждым обучающимся персонально. При возникновении трудностей учащиеся за помощью обращаются к учителям предметникам школы и к кураторам лицея, связь осуществляется через Интернет или почтовое сообщение.

Отмечу положительные моменты взаимодействия нашей школы с заочной на основе дистанционной поддержки за тот период, который мы сотрудничаем. Данное взаимодействие дает следующие возможности:

Ø    создавать дополнительные условия для стимуляции и повышения мотивации обучения старшеклассников и позволяет учитывать  индивидуальные образовательные возможности и потребности учеников при построении содержания предпрофильного и профильного обучения;

Ø    содействовать  профессиональному самоопределению старшеклассников: учащиеся получают дополнительные углубленные знания по избранному направлению, что оказывает содействие в осуществлении будущего профессионального выбора;

Ø    развивать творческий потенциал, уверенность в приобретенных знаниях, что  повышает инициативу учащихся и побуждает их активно принимать участие в дистанционных образовательных проектах, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах и добиваться высоких результатов;

Ø    помогать ребенку и учителю осуществлять подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗ;

Ø    повышать уверенность в своих силах, не посовать перед трудностями, в достижении все новых и новых вершин познания;

Ø    создавать условия для развития, формирования ключевых компетентностей, способствуя формированию аналитического мышления,  сознательности, активности и самостоятельности обучающихся.

Почему педагоги нашей школы проявили заинтересованность в участии в данном проекте? Это позволяет повышать общий уровень преподавания предмета, идти в ногу с развитием педагогической науки, внедряя ее новейшие достижения в школьную практику. Занятия с учащимися по программам дистанционного обучения дает возможность учителям освежить в своей памяти знания, полученные в высшем учебном заведении. А значит такой педагог, находящийся в постоянном поиске и самосовершенствовании, сможет соответствовать требованиям современной школы. Образовательные ресурсы, полученные в результате дистанционного обучения, могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения профильных учебных дисциплин; при проектировании содержания элективных курсов (учитель может полностью использовать программу учебного курса, предлагаемого заочной школой, в качестве элективного; внести изменения в учебный курс с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; использовать Интернет-ресурсы заочных школ как учебно-методическое сопровождение собственного авторского элективного курса).

С какими трудностями мы столкнулись:

·                    Длительность пересылки по почте материалов из-за удаленности нашего поселка. Первые учебники и контрольные работы пришли нам в октябре, а по химии в ноябре месяце. Поэтому на выполнение работы оставалось меньше времени, чем запланировано. Но мы нашли выход, например, по биологии контрольные работы ученик печатал, а не писал и отправлял электронной почтой через Интернет, так же отправлялась и рецензия на его работу. По химии, как только контрольные работы отправлялись почтой, мы писали преподавателю, и она, не дожидаясь наших работ, высылала нам материалы со следующими контрольными работами.

·                    Большой объем и сложность информации. Вначале дети не готовы были к приему такого потока информации. Первая их реакция страх перед сложностями, неуверенность в том, что смогут их преодолеть. Но постепенно выполняя задания, шаг за шагом, они приобретают уверенность в себе. После получения первых положительных результатов дети начинают меняться, у них появляется уверенность в своих силах, стимул для дальнейшей работы, повышается самооценка.

Такого успеха в обучении не было бы без поддержки родителей. Поддержка выражается не только в финансировании обучения, но и влияния их на формирование у ребят уверенности, веры в то, что их дети самые способные и способны преодолеть любые трудности. Эта уверенность передается и их детям. Родители постоянно интересуются успехами и неудачами, хвалят и поддерживают когда необходимо, это имеет большое положительное психологическое значение.

Наши совместные усилия принесли и приносят положительные результаты. Учащиеся успешно поступили и учатся в высших учебных заведениях. Школьники, более уверенные в своих знаниях, активные участники и победители в конкурсах и олимпиадах: Национально-образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» г. Обнинск, клубе учителей «Доживем до понедельника», фестивале педагогических идей «Открытый урок», в проектах Центра творческих инициатив «Snail» г. Омска.

Наши планы на будущее – это продолжение дистанционного обучения, привлечение новых ребят.



Разработка сайта
IntraSoft, 2007

  Центр здоровья стреды     Центр экологической политики России