Центр экологической политики и культуры - общероссийская общественная организация

Ярославский региональный центр

Ярославское отделение ЦЭПиК
150045, г. Ярославль, а/я 5
тел/факс - 8 (4852) 37-04-36
cvsoci@list.ru
 
13.07.2011
18.06.2011
26.05.2011
26.05.2011
26.05.2011
05.05.2011

«Ноосферная педагогическая парадигма в экологическом образовании»

Петрова Екатерина Александровна

ГОУ НПО ПУ № 18 г. Полярные Зори Мурманской области

преподаватель истории и культурологии

icefloe2009@rambler.ru

 

     Человек, который понимает природу, благороднее, чище…

он не сделает дурного поступка, он прошел «душевный университет»

Л.Леонов

 

В настоящее время на жизненные сферы общества все большее влияние оказывают экономические, социальные и экологические аспекты кризиса. Человечество осознает ошибочность нравственных критериев в отношениях с окружающим миром. Надежды на преодоление кризиса в образовании человечество видит в смене парадигмы развития цивилизации, в которой общество и природа будут развиваться взаимосвязано на принципе коэволюции. Все природные объекты обеспечивают потребности человека, но его мысль как единственное природное явление, неисчерпаема. Человечеству необходим переход к экоцентризму, который основывается на осознании собственной ответственности  за мыслительную деятельность, что требует от каждого овладение высокой степенью внутренней культуры в обращении со своими идеями.

Методологической основой современного этапа экологического образования является учение о ноосфере, которое учитывает синергетический подход в учебно-воспитательном процессе, сочетая в себе разнообразный спектр педагогических технологий и концепций.

Человек не мыслим вне его связи с природой. Именно принцип природосообразности заложен в основу новой парадигмы – ноосферного образования. Как говорил английский писатель Джон Рескин, «все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы» [1]. У воспитанника должно присутствовать имманентное чувство внутреннего побуждения помощи любой жизни и сообразность с природой, что будет способствовать дальнейшему развитию природоохранных качеств у подрастающей личности. С помощью науки человек стремится познать свою суть, но развитие каждого из нас зависит от того, что дано природой. Концепция ноосферного образования направлена прежде всего на формирование и развитие естественного и гармоничного мышления, конгруэнтного Всеобщим Законам Мира, Общим Законам общества и Природы. Реализация ноосферной парадигмы в рамках экологического образования детерминировано формированием особого космического, экологического мышления у человека как части социума. Это в свою очередь требует от молодого поколения готовности оптимально конструировать свои отношения с окружающим миром, что является основой биоэтики.

Ноосферные ориентации позволяют реализовать в экологическом воспитании такие цели, как: формирование представлений о мире и человеке как о едином целом, ценностно-нравственных основ взаимодействий с окружающим миром, представления о глобальных проблемах современности, коренная трансформация содержания образования и учебных дисциплин, включение учащихся в инновационные виды учебной деятельности. Указанные ориентации базируются на понимании ноосферного образования, которое, по мнению Г.П.Сикорской есть «опережающее образование, создающее условие для развития человека с коэволюционным мировоззрением чувствующего и осознающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом ее проявлении» [2].

Ноосферное образование системно, комплексно и многогранно. Особая его ценность заключается в интегрировании учебного материала из разных областей научного знания, которые на первый взгляд, несовместимы друг с другом. Мировоззрение личности в учебно-образовательном процессе формируется постепенно и целостно (за счет научного, философского, этического, культурологического знания). Ученик постепенно развивает в себе способность рефлексии, которая связана с осознанием своей жизненной миссии на этой планете. Педагоги прививают ему нормы социоприродной этики. Не стоит забывать, что духовные ценности человечества всегда тесно связаны с Природой  Культурой, которые являются частью биосферы и ноосферы. Осознание ноосферной парадигмы должно осуществляться педагогами также и на основе осмысления идей космизма и образовательных инноваций, учитывая идеи гуманистической педагогики. Еще древнегреческий философ Платон считал, что воспитание должно пробуждать в человеке позитивные природные задатки.

Какие же технологии и подходы составляют содержание ноосферной парадигмы? Это личностно-гуманная педагогика Амонашвили, русская родовая школа Щетинина, здоровьеразвивающие технологии Базарного и педагогика здравого смысла Кушнира. Перечисленные подходы, представленные в ноосферной парадигме, являются фрагментарными и вспомогательными по отношению к передовой научной концепции генетического энергоинформационного пространства мира и всех его систем (Человек – Общество – Техника – Наука – Образование – Культура – Символы и т.д.). Ноосферное образование представляет социуму общечеловеческую модель «Учителя – Ученика – Родителя – Общества – Планеты», живущих по законам мироздания и природы. Личностно-гуманная педагогика ориентирует учителя на восприятие инноваций. Русская родовая школа на уникальные возможности интеллекта, воли и духа ученика, который способен служить на благо Природы и Родины. Здоровьеразвивающие технологии являются непременным атрибутом Школы Будущего. Педагогика здравого смысла утверждает приоритет природосообразности через обучение языку.

Говоря о педагогических технологиях ноосферного образования можно отметить метод психодиагностики индивидуальных способностей личности, который основывается на знании психической природы и самооценки ученика как средства постижения предназначения в мире. Наиболее приемлемой методикой  для реализации является релаксационно-активные технологии в преподавании школьных дисциплин в рамках формирования экологичного мышления. Обучение в состоянии релаксации способствует развитию мнемических процессов, интуиции за счет снятия стрессов. Данная методика более приемлема для предметов гуманитарного цикла. Через игру, удовольствие, подключение личного опыта ученика и всех каналов восприятия информации, педагог увлекает ребенка в мир навыков и умений. Этапы релаксации чередуются с этапами активной учебной деятельности. Например, при изучении вопросов культуры, можно комбинировать интеллектуальные разминки, введение нового материала, обсуждение или творческие работы  по новой теме с музыкой, чтением вслух, наглядностью. Эта методика предполагает использование «метода погружения» в проблему.

Формированию гармоничного экологичного мышления способствуют мифы, образы, народная мудрость, которые отражают реальность живой природы, сохраняясь в языке тысячелетиями. Реализация ноосферной парадигмы в экологическом образовании также подразумевает конструирование содержательных линий образования на основе понятий Природа и Культура.   

Формирование художественной культуры у ребенка осуществляется на уроках гуманитарного цикла, в проектной креативной работе. Формирование экологической культуры происходит на предметах естественнонаучного цикла. Например, в  любом типе ОУ можно создать экологические отряды, исследующие экосреду своего родного края, а также реализующие социальные проекты по озеленению территорий и зданий ОУ. Большое значение играет преподавание факультативов и дисциплин краеведческого характера, так как понимание Отчизны зиждется на осознании величия своей Малой Родины. В рамках проектной деятельности у учеников формируется информационная культура. Образовательное учреждение как институт здоровья рассматривает процесс обучения и воспитания как сочетание теоретического преподавания и освоения культуры ЗОЖ в современном информационном обществе. Формирование культуры здоровья ребенка реализуется на трех уровнях: на информационном (образовательные дисциплины – валеология, искусство самоуправления, психология и т.д.), организационном (наличие релаксационных зон и сенсорных комнат, кабинеты психологов), социализирующем (формирование потребности в саморазвитии, сохранении своего здоровья как части нации). Развитие этической культуры подразумевает преподавание основ философии, чтобы ребенок задумывался над вопросами бытия, осмысления мира, осознания необходимости активного участия в созидательной творческой деятельности в природе и социуме.

Каждый ученик должен понимать, что действительное назначение жизни есть труд, а не наслаждение. Человек подвержен прямому влиянию космических сил , жизнь в природе осуществляется движением. С малых лет ребенка необходимо знакомить с эволюционными мировыми процессами, которые должны излагаться в увлекательной форме [3]. Центральным понятием ноосферы, конечно, является космичность мышления. По мнению Н.К.Рериха, стать гражданином Космоса, это значит: развить человеческий аппарат, обрести психическую энергию, достичь космического сознания (через самоусовершенствование), научиться мыслить, воспитать сердце, стать героем [4]. «Императив творить красоту во всём и везде, в каждом акте жизни, начинает новую мировую эпоху, эпоху Духа, эпоху любви и свободы. Ценности культуры - священны, и всякий нигилизм по отношению к ним безбожен» [5].

Ноосфера без знания прошлого — ноосфера ошибок и строительства во вред прошлому. Только творчество каждого человека в унисон с естественноисторической поступью Земли станет настоящим подвигом человечности, подлинной ноосферой. В природе, которая окружает человека, оживает гармония земли, человека и неба. Устремляясь в будущее, человек воплощает упорядоченный, завершенный и устойчивый образ общества и образования в будущем.

Какова же роль учителя в реализации ноосферной парадигмы в рамках экологического образования? Профессия педагога – это постоянный поиск не только новых форм и подходов к ученику, но и поиск гармонии в себе. Не имея мира в собственной душе, нельзя отдать его другим. Если учитель полон сияющей радости, то и в ученике происходи чудо: появляется желание добиваться поставленной цели не только в учебе, но и в жизни. Ученики – это не просто чьи-то дети, это драгоценные чаши, которые дала нам Жизнь на хранение, улучшение и развитие в них творческого начала, сообразного с законами природы. Единственно прочный прогресс в образовании тот, который начинается с личности и идет внутри общества. Данную статью я писала с целью не простого чтения и ознакомления с очередной инновационной идеей в нашей педагогике, а с позиции побуждения к осмыслению роли человека в неразрывной связи с силами Природы и космоса, учитывая, что экологическое образование прямым образом способствует формированию нового мышления – ноосферного.

 

 

Литература

 

1.      2www.aphorism.ru

2.      Комов С.В., Сикорская Г.П. Экологическое образование. – Екатеринбург: ИОНЦ, 2007. с.50

3.      Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. – М.: ЭКСМО, 2010. с.373.

4.      Рерих Н.К. Семь великих тайн Космоса. – М.: ЭКСМО, 2010. с.781.

5.      Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н. К. Рериха. – Нижний Новгород, 1994. с.64



Разработка сайта
IntraSoft, 2007

  Центр здоровья стреды     Центр экологической политики России